Государственное бюджетное учреждение «Центр психолого-медико-социального сопровождения»
 
Меню сайта
Сведения об образовательной организации
Психолого-медико-педагогическая комиссия
Служба ранней помощи
Специализированное отделение для детей с 7 до 11 лет с расстройствами аутистического спектра (РАС), испытывающих трудности в освоении общеобразовательной программы, развитии и социальной адаптации
Служба психолого-педагогической поддержки и социальной адаптации детей группы риска
Школа замещающих родителей
Специалисты Центра
Часто задаваемые вопросы
Антикоррупционная деятельность
НОКО
Политика по персональным данным
Мероприятия Центра
Правовое просвещение родителей
Статистика
Охрана труда
Вакансии
Национальный проект "ОБРАЗОВАНИЕ"
Республиканский ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра и тяжелыми множественными нарушениями развития
Методические материалы
Новое на сайте
Календарь событий
<< Февраль >>    << 2023 >>
ПнВтСрЧтПтСбВс
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728
#Сетевичок
  
 

Часто задаваемые вопросы

ВОПРОСЫ

ОТВЕТЫ

Как проходит процедура обследования на ПМПК?

   Обследование осуществляется специалистами одновременно в присутствии родителей (законных представителей).
   Состав специалистов комиссии, участвующих в проведении обследования, процедура и продолжительность обследования определяются исходя из задач обследования, а также возрастных, психофизических и иных индивидуальных особенностей детей.
            В ходе обследования ребенка комиссией ведется протокол, в котором указываются сведения о ребенке, специалистах комиссии, перечень предоставленных документов, результаты обследования ребенка специалистами, выводы специалистов, особое мнение специалистов (при наличии) и заключение комиссии.

Приказ Минобрнауки России от 20.09.2013 №1082 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии".

 Какие адаптированные основные (обще)образовательные программы (АООП) реализуют образовательные организации?

Образовательные организации реализуют следующие адаптированные основные общеобразовательные программам (АООП):
- АООП для глухих, слабослышащих, позднооглохших детей.
- АООП для слепых, слабовидящих детей.
- АООП для детей с тяжелыми нарушениями речи.
- АООП для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
- АООП для детей с задержкой психического развития.
- АООП для детей с умственной отсталостью.
- АООП для детей с расстройствами аутистического спектра.
- АООП для детей со сложными дефектами.

         Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

 Может ли  ПМПК обследовать гражданина, достигшего 18 лет?

В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2013 г. № 273-ФЗ в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование.

         Кроме того, статьей 43 Конституции Российской Федерации закреплено право на образование каждого.

         Вместе с тем в настоящее время ведется работа по внесению изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. № 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии» (далее – приказ), в том числе и в части возраста обследуемых. А именно, планируется не указывать возраст обследуемых на психолого-медико-педагогической комиссии.

         В настоящее время п.10 раздела II данного приказа гласит «проведение обследования детей в возрасте от 0 до 18 лет...».

 Кто является обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)?

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

         Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

 Если ребенку не рекомендовано обучение по адаптированной программе, но он нуждается в занятиях, например, с логопедом или психологом, является ли он ребенком с ОВЗ?

Согласно Закону об образовании РФ ПМПК определяет специальные условия для получения образования обучающихся с ОВЗ.

         Статьей 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определены специальные условия для получения образования обучающимися с ОВЗ. Это условия обучения, воспитания и развития обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

         Вместе с тем, согласно пункту 1 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ определяются адаптированной образовательной программой, для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. В случае, если обследуемый нуждается в каких-либо занятиях с логопедом, психологом, дефектологом, то на них распространяется действие статьи 42 Закона об образовании в РФ и такое лицо обучающимся с ОВЗ не является.

 

 Кто имеет статус «инвалид»?

 

 

 

 

 

Инвалид — это «лицо, которое имеет нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограниченной жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид".
         Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы».

         Федеральный Закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

 Может ли  ПМПК рекомендовать обучение на дому?

В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон) к компетенции ПМПК относится определение специальных условий для получения образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Статьей 79 Закона определены специальные условия для получения образования обучающимися с ОВЗ. Согласно действующему законодательству  ПМПК не вправе рекомендовать обучение на дому. Эта функция закреплена за учреждениями системы здравоохранения.

 Можно ли рекомендовать прохождение ГИА в форме ГВЭ, если ребенок обучался по общеобразовательной программе?

Приказом Минобрнауки России от 7 ноября 2018 г. № 189/1513 утвержден Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования (далее – Порядок).

         Согласно подпункту «б» пункта 6 государственная итоговая аттестация (далее – ГИА) проводится в форме государственного выпускного экзамена (далее- ГВЭ) с использованием текстов, тем, заданий, билетов - для обучающихся, осваивающих образовательные программы основного общего образования в специальных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, а также для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся детей-инвалидов и инвалидов, осваивающих образовательные программы основного общего образования.

         Статьей 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определено понятие «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья». Это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Вместе с тем согласно пункту 23 Положения о психолого-медико-педагогической комиссии, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. № 1082 заключение комиссии действительно для представления в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, образовательные организации, иные органы и организации в течение календарного года с даты его подписания.

         Учитывая вышеизложенное, поясняем. Если ребенок обучался по общеобразовательной программе, в течение всего срока обучения не нуждался в создании специальных условий для получения образования, аттестован положительно по основной общеобразовательной программе, то в создании специальных условий при прохождении ГИА он не нуждается, ГИА проходит на общих основаниях.

 

 Что включают в себя специальные образовательные условия?

Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

         Кроме того, приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации
«Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования» от 5 мая 2008 г. № 216-н, зарегистрированного в Минюсте Российской Федерации 22 мая 2008 г. под № 11731 в числе должностей работников образования официально закреплена должность «тьютор».

       Согласно приказу Миздравсоцразвития Российской Федерации
«Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» от 26 августа 2010 г. № 761н, зарегистрированному в Минюсте Российской Федерации 6 октября 2010 г. № 18638 внесена в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, в раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 января 2017 г. № 10н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области воспитания» определены трудовые функции должности «тьютор» и их характеристики.

    Учитывая вышеизложенное, поясняем. Специалисты ПМПК вправе рекомендовать кроме специальных условий получения образования, обозначенных в статье 79 Закона об образовании, сопровождение тьютором.

 Может ли  ПМПК оставить ребёнка на второй год?

Согласно приказу Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» учащиеся в образовательной организации по общеобразовательным программам, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным общеобразовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану. Таким образом рекомендовать повторное обучение  ПМПК не вправе.

Что такое характеристика и где ее взять?

Характеристика – это документ, содержащий сведения о ребенке и особенностях усвоения им образовательной программы. Характеристику можно получить в образовательной организации, которую ребенок посещает.  

 В каком случае требуется повторное прохождение  ПМПК?

Повторное прохождение комиссии необходимо с целью подтверждения ранее выданного заключения ПМПК при переходе с одного уровня образования на следующий:

  • при переходе с дошкольного уровня образования на уровень начального общего образования;
  • при переходе с уровня начального общего образования  на уровень основного общего образования;
  • с основного общего уровня на средний общий уровень образования,

а также с целью уточнения/изменения ранее выданных рекомендаций, в случае необходимости изменения образовательной программы (требуется направление образовательной организации) при устойчивой неуспеваемости по нескольким предметам. (ст. 58, 273-ФЗ)

 

 Кому в образовательной организации необходимо предоставить заключение  ПМПК?

Оригинал заключения  ПМПК и заявление о создании специальных условий обучения обучающемуся предоставляется руководителю образовательной организации.

 В течение какого периода времени заключение  ПМПК действительно для предоставления в образовательную организацию? 

Заключение комиссии действительно для представления в образовательные организации в течение календарного года с даты его подписания.

         Приказ Минобрнауки России от 20.09.2013 № 1082 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии".

Кому необходимы специальные условия обучения?

 Специальные условия обучения необходимы детям:

  • глухим, слабослышащим, позднооглохшим;
  • слепым, слабовидящим;
  • с тяжелыми нарушениями речи;
  • с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  • с задержкой психического развития;
  • с умственной отсталостью;
  • с расстройствами аутистического спектра;
  • со сложными дефектами.

Ст. 79 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» №297-ФЗ от 29.12.2012.

 

Просмотров: 592


 

Поиск по сайту
Интернет-приемная

Решаем вместе
Есть вопрос?
Новости образования
Посещаемость
Всего:
просмотров:1070485
посетителей:905941
Месяц:
просмотров:3168
посетителей:2981
Сегодня:
просмотров:255
посетителей:197
 

Конституция РФ Государственная система правовой информации Портал госуслуг Министерство просвещения РФ ЕГЭ ГИА Российское образование
Портал ПФДО Пенсионный фонд РФ Страна молодых. Информационно-справочная система Другое дело Дети. Персональные данные Цифра и школа: партнерство будущего Объясняем.рф
Министерство просвещения, науки и по делам молодёжи КБР Управление по надзору и контролю в сфере образования Минобрнауки КБР Единый образовательный портал КБР Республиканский центр непрерывного профессионального развития Автоматизированная система учета достижений учащихся КБР Приемная комиссия КБГУ
  Государственное бюджетное учреждение «Центр психолого-медико-социального сопровождения»
Сделано на платформе для сайтов образовательных учреждений EduHosting.ru
Панель управления