1. Общие положения.
1.1. Настоящее Положение регулирует деятельность Службы ранней помощи как структурного подразделения Государственного казенного образовательного учреждения «Республиканского центра психолого-медико-социального сопровождения».
1.2. Служба создается для детей и семей детей младенческого, раннего возраста (от рождения до 3-х лет), имеющих нарушения/отклонения в развитии, нарушения поведения и психического здоровья, вызванные медицинскими, биологическими и социальными факторами, а также риск возникновения отставания в одной из областей развития, в том числе для детей:
- с ограниченными возможностями здоровья;
- с инвалидностью;
1.3. Работа Службы строится на основе принципов семейно-центрированности, междисциплинарности, функциональной направленности и развития ребенка в естественной среде (принципы работы Службы ранней помощи представлены в Приложении )
1.4. Состав и порядок работы службы ранней помощи определяется МОН КБР и администрацией ГКОУ РЦПМСС.
1.5. Информация о получении ребенком и семьей услуг в Службе, результаты оценки, другая персонифицированная информация, является конфиденциальной. Предоставление указанной информации без письменного согласия родителей (законных представителей) третьим лицам не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
1.6. В своей деятельности Служба ранней помощи руководствуется Международными актами в области защиты прав ребенка, Конституцией России, Федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, законодательством Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента КБР, постановлениями и распоряжениями Правительства КБР, МОН КБР, Уставом учреждения, настоящим Положением, стандартом деятельности службы.
2. Цель и задачи Службы ранней помощи.
2.1. Служба создается в целях содействия оптимальному развитию и формированию психического здоровья и благополучия детей, их социализации и адаптации в обществе, нормализации жизни семьи, повышения компетентности родителей (законных представителей).
2.2. Служба осуществляет деятельность, направленную на решение следующих задач:
2.2.1. Комплексная оценка основных областей развития ребенка (познавательной, социально-эмоциональной, двигательной, речевой, области самообслуживания); определение состояния психического здоровья ребенка, качественных особенностей его отношений с родителями и другими членами семьи.
2.2.2. Ранняя помощь ребенку и семье:
– создание программы индивидуального сопровождения ребенка;
– междисциплинарное обслуживание ребенка и семьи в соответствии с разработанной программой;
– отслеживание эффективности ранней помощи и, в случае необходимости, внесение дополнений и изменений в разработанную программу.
2.2.3. Информационная и социально-психологическая поддержка родителей и семьи, а именно:
– консультирование родителей по вопросам, связанным с индивидуальными особенностями ребенка и условиями его оптимального развития;
– предоставление информации о законодательных актах, защищающих права ребенка и семьи, о социальных гарантиях, об общественных и государственных организациях, оказывающих необходимую помощь и услуги.
3. Основные направления деятельности Службы:
- индивидуальная комплексная диагностика ребенка;
- консультирование родителей (законных представителей) по результатам проведенного обследования, по вопросам воспитания и обучения ребенка;
- разработка индивидуальной программы развития ребенка, имеющего проблемы в развитии;
- коррекционно-развивающие занятия с детьми по преодолению выявленных проблем в развитии, воспитании и обучении;
- родительские группы по повышению психолого-педагогической компетентности;
- информирование населения об услугах оказываемых Службой.
4. Организация деятельности Службы ранней помощи
4.1. Службой ранней помощи ведётся следующая документация:
- журнал регистрации первичных обращений;
- карта ребенка содержащая договор с родителями на получение услуг, согласие родителей на обработку персональных данных, заключения специалистов, результаты обследования, индивидуальная программа сопровождения ребенка, другую документацию, связанную с учетом и описанием работы с ребенком;
- годовой план работы Службы;
- годовой отчет работы Службы;
- программы, используемые специалистами при реализации индивидуального плана сопровождения;
- график работы специалистов;
- график работы Службы;
- документация о проведении организационно-методической работы;
4.2. Обращение в Службу ранней помощи осуществляется по инициативе родителей (законных представителей). Инициаторами обращения могут быть специалисты учреждений здравоохранения.
В этом случае запись ребенка осуществляется с обязательного согласия родителей (законных представителей).
4.3. Родители (законные представители) ставятся в известность о
необходимости представления в Службу ранней помощи следующих документов:
1) амбулаторная карта из детской поликлиники по месту жительства.
2) свидетельство о рождении ребенка.
3) документ, удостоверяющий личность одного из родителей или лиц, их заменяющих (паспорт).
4.4. Этапы и перечень основных услуг Службы.
4.4.1. Первичный прием ребенка и семьи.
К услугам Службы на данном этапе относятся:
- индивидуальная встреча с родителем (законным представителем) ребенка для принятия направления и/или документов и сбора информации о ребенке и семье;
- заключения специалистов Службы по итогам первичного обследования.
Время ожидания данной услуги после обращения семьи не превышает 2 недели.
4.4.2. Включение ребенка и семьи в программу сопровождения.
Для получения услуг родители (законные представители ребенка) подают заявление и предоставляют установленные учреждением документы.
4.4.3. Междисциплинарное обследование ребенка и семьи.
К услуге Службы на данном этапе относится междисциплинарная оценка развития и функционирования ребенка и влияющих на него факторов. Углубленная оценка включает от 2 до 4 диагностических встреч, совместно осуществляемых специалистами Службы, направленных на изучение сенсорных, двигательных, познавательных, коммуникативных, социально-эмоциональных, адаптивных способностей ребенка, его здоровья, а также характеристик взаимодействия ребенка и родителей.
4.4.4. Разработка индивидуальной программы сопровождения ребенка.
На данном этапе специалисты Службы на основании результатов междисциплинарного обследования совместно с родителями разрабатывают индивидуальную программу сопровождения ребенка в срок не более 6 недель от проведения первичной оценки.
4.4.5. Реализация индивидуальной программы сопровождения ребенка. Индивидуальная программа содержит цели и задачи сопровождения ребенка, способы и методы выполнения поставленных задач, указывает участвующих в реализации программы специалистов Службы. Индивидуальная программа включает информацию о месте реализации программы сопровождения, ее длительности (общий срок реализации, количество встреч в неделю, продолжительность одной встречи), форм работы. Условием реализации индивидуальной программы сопровождения является регулярная (не реже 1 раза в 3 месяца), в соответствии с указанными в программе сроками, оценка ее эффективности. Оценка эффективности проводится на основе достижения поставленных в программе задач.
Результаты деятельности Службы оцениваются по показателям положительных изменений в функционировании ребенка, максимальной реализации потенциальных возможностей ребёнка, приближение показателей к возрастным нормативам в зависимости от выраженного дефекта.
4.5. Продолжительность реализации индивидуальной программы сопровождения зависит от индивидуальных потребностей ребенка и семьи и составляет не менее 6 месяцев.
4.6. В случае самостоятельного обращения родителей специалист(ы) Службы могут проводить услугу в виде однократной индивидуальной консультации ребенка и семьи.
4.7. Условием оказания услуг Службой является участие родителя (законного представителя) ребенка на всех этапах программы сопровождения ребенка и семьи.
4.8. Услуги оказываются в помещении Службы ранней помощи, оснащенной необходимым оборудованием.
4.9. Службу ранней помощи детям возглавляет руководитель.
В состав Службы входят: педагог-психолог, учитель-логопед, врач- педиатр, врач-невролог, детский психиатр, медсестра по массажу. При необходимости в состав Службы на договорной основе могут быть включены и другие специалисты. Специалисты Службы должны иметь базовое высшее образование (педагогическое, психологическое, медицинское) и повышение квалификации в области ранней помощи.
4.10. Специалисты Службы работают на основе междисциплинарного командного взаимодействия. Организационно-методическая работа Службы осуществляется на заседании сотрудников Службы.
4.11. Содержание, технологии и методы работы специалистов строятся на основе «Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья» и в соответствии с научно обоснованными подходами к разработке семейно-центрированных программ раннего вмешательства.
5. Прекращение деятельности Службы ранней помощи
5.1. Служба ранней помощи прекращает свою деятельность по решению Учредителя, другого органа управления учреждения.
6. Права и обязанности работников Службы
6.1. Работники Службы имеют право:
- планировать свою деятельность в соответствии с планом работы Службы; - выбирать формы и методы работы в соответствии с целями и задачами, указанными в уставе Центра и положении о Службе;
- участвовать в управлении Центром в порядке, определяемом уставом Центра.
6.2. Работники Службы обязаны:
- нести ответственность за качество и своевременность выполнения возложенных на них должностными инструкциями функций и задач;
- обеспечивать высокое качество и профессионализм при выполнении различных видов деятельности;
- обеспечивать сохранность оборудования и имущества Центра;
- обеспечивать режим работы Службы в соответствии с графиком работы специалистов и режимом работы Центра;
- отчитываться в установленном порядке перед руководителем Службы;
- повышать свою квалификацию;
- обеспечивать сохранность (неразглашение) персональных данных граждан, обратившихся в Центр.
Приложение
Принципы организации работы Службы ранней помощи
1. Семейно-центрированность: услуги службы ранней помощи семейно-центрированы и ориентированы на особенности каждой семьи, т.е. вся деятельность и рекомендации специалистов направлены на поддержку семьи и усиление способности семьи в обеспечении оптимального развития и функционирования их ребенка в различных областях.
2. Междисциплинарность: совместная работа специалистов разных областей знаний, составляющих единую команду и действующих в соответствии с технологиями межпрофессионального взаимодействия.
3.Функциональная направленность: направленность программы сопровождения на развитие способностей ребенка, повышающих его активность и участие в повседневной жизни.
4. Развитие ребенка в естественной среде: ранняя помощь проводится в естественном для ребенка социальном и физическом окружении и предполагает активное исследование ребенком окружающего мира, получение разнообразного опыта, взаимодействие с окружающими близкими взрослыми и участие в различных мероприятиях, соответствующих возрасту и развитию ребенка, его интересам, а также пожеланиям и приоритетам его семьи; организация помощи в естественной среде обеспечивает ежедневный опыт, коммуникацию с близкими людьми, приобретение ребенком функциональных навыков и генерализацию вновь приобретенных навыков в естественный, ежедневный контекст.
5. Научность и доказательность: ранняя помощь строится на научно обоснованных методах с использованием результатов современных исследований, опубликованных в научных журналах, рецензируемых специалистами в данной области, а также с учетом показателей эффективности программы и результатов оценки мнения родителей или заменяющих их близких взрослых (законных представителей).
6. Уважение к личности: сотрудники Службы уважительно относятся к ребенку и родителям или замещающим их людям, принимают ребенка как полноправную личность с индивидуальными особенностями развития и потребностями; уважая личность родителей, сотрудники Службы принимают их мнение о ребенке, их личный опыт, ожидания и решения.
7. Партнерство: установление партнерских отношений с ребенком, родителями, другими членами его семьи или людьми из его ближайшего окружения.
8. Открытость: Служба отвечает на запрос любой семьи или лиц, законно представляющих интересы ребенка, обеспокоенных его состоянием или развитием.