ПОЛОЖЕНИЕ О Службе психолого-педагогической поддержки и социальной адаптации детей группы риска государственного бюджетного учреждения «Центр психолого-медико-социального сопровождения» Министерства просвещения, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики (скачать)
1. Основные положения
1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с Приказом Министерства образования, науки и по делам молодежи КБР № 961 от 29.09.2014г «О создании дополнительных служб на базе ГКОУ, для детей, нуждающхся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Республиканский центр психолого-медико-социального сопровождения», Уставом ГКОУ РЦПМСС и определяет организационно - методическую основу деятельности службы психолого-педагогической поддержки и социальной адаптации детей группы риска(СППП и САДГР).
1.2. В своей деятельности СППП и САДГР руководствуется:
- Декларацией о правах ребенка;
- Конвенцией о правах ребенка;
- Законом РФ «Об образовании»;
- Законом КБР «Об образовании»;
- Федеральными законами и подзаконными актами РФ;
- Настоящим Положением.
1.3.СППП и САДГР представляет собой организационную структуру, в состав которой входят: социальный педагог, педагог-психолог. Специалисты имеют соответствующее образование, практический опыт и обеспечивают функциональную деятельность подразделения.
2. Цели и задачи СППП и САДГР
2.1.Целью деятельности СППП и САДГР является психолого-педагогическая поддержка, социальная адаптация, обеспечение защиты прав и интересов детей группы риска.
К задачам СППП и САДГР относятся:
- Психолого-педагогическая помощь детям с психологическим дискомфортом.
- Социальная адаптация детей с девиантным поведением.
- Оказание медиативных услуг участникам образовательного процесса.
- Формирование у несовершеннолетних навыков успешной социализации и мотивации к преодолению трудностей, ориентирование их в жизненных ценностях.
- Методическая помощь школьным уполномоченным и педагогам- психологам.
3. Организация деятельности СППП и САДГР
3.1.СППП и САДГР осуществляет свою деятельность в пределах Кабардино- Балкарской Республики, обслуживает детей школьного возраста (от 7 до 18 лет).
3.2. Субъектами деятельности СППП и САДГР являются:
- дети с психологическим дискомфортом, дезадаптированные учащиеся;
- подростки с девиантным поведением;
- дети, стоящие на учетах в школе, ПДН, КДН;
- несовершеннолетние обучающиеся, признанные в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющиеся потерпевшими или свидетелями преступления;
- родители (или законные представители) детей группы риска
- педагоги - психологи ОУ, педагоги.
3.3. Специалисты СППП и САДГР осуществляют свою деятельность только на основании запросов субъектов образовательного процесса. В службу могут обращаться дети школьного возраста самостоятельно (с 15 лет) или в сопровождении родителя(законного представителя) по предварительной записи. Инициаторами направления ребенка в СППП и САДГР могут быть и другие участники образовательного процесса или специалисты, занимающиеся обеспечением и защитой прав детей группы риска. Проведение любых видов консультативных, адаптивных, медиативных мероприятий не допускается без письменного согласия родителей (законных представителей) или самого ребенка (с 15 лет). При этом гарантируется соблюдение главных принципов психологического взаимодействия: конфиденциальности и добровольности.
3.4. Информация о ребенке и семье, доступная сотрудникам СППП и САДГР, не подлежит разглашению без согласия ребенка или родителей, кроме случаев, определенных законодательством РФ. В случае, если имеющиеся данные в любой степени могут нанести вред какому-либо субъекту образовательного процесса, сотрудники СППП и САДГР гарантируют либо их кодификацию (сокрытие имен, заключений, рекомендаций под кодовыми обозначениями), либо ограничение доступа к ним, либо уничтожение этих данных.
3.5. Межведомственное взаимодействие в организации психоло- педагогической поддержки и социальной адаптации детей группы риска СППП и САДГР осуществляет в сотрудничестве со следующими организациями: Департамент образования г.о. Нальчик, районные управления и отделы образования, средние общеобразовательные школы, наркологический диспансер, комиссия по делам несовершеннолетних, подразделения по делам несовершеннолетних. Взаимодействие между СППП и САДГР и вышеуказанными организациями регламентируется договорами о сотрудничестве.
3.6.Контролирующую функцию в деятельности СППП и САДГР осуществляет директор ГКОУ РЦПМСС.
4.Основные направления работы СППП и САДГР
4.1.Социальное развитие личности детей и подростков; профилактика явлений социальной дезадаптации; социально-педагогическая реабилитация; взаимодействие с семьей и общественностью в целях оптимизации процесса социально-педагогической адаптации детей и подростков.
4.2. Профилактическая деятельность - предупреждение возникновения явлений дезадаптации воспитанников в образовательном учреждении, разработка конкретных рекомендаций педагогам, родителям (законным представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития.
4.3. Психолого- педагогическая помощь детям с глубоким психологическим дискомфортом; консультирование и информирование учащихся и их родителей (или законных представителей), педагогов- психологов ОУ по вопросам, связанным с потребностями и поведенческими особенностями детей группы риска. Методическая помощь школьным уполномоченным и педагогам- психологам в сопровождении детей группы риска.
4.4.Социальная адаптация детей группы риска, проведение тренингов с целью профилактики девиантного поведения среди подростков, их неблагополучия в психическом и личностном развитии.
4.5. Оказание медиативных услуг участникам образовательного процесса с целью обеспечения защиты интересов детей группы риска в образовательной среде (по запросу).
4.6.Профилактика наркомании, табакокурения, алкоголизма, правонарушений в подростковой среде, ориентирование их в жизненных ценностях, формирование у подростков навыков успешной социализации и мотивации к преодолению трудностей.
4.7. Консультативная деятельность - оказание помощи педагогическому персоналу, родителям (законным представителям) и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством консультирования.
5.Права и обязанности сотрудника службы психолого-педагогической поддержки и социальной адаптации детей группы риска
5.1. Сотрудники СППП и САДГР имеют право:
- вносить предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными должностной инструкцией обязанностями;
- определять приоритетные направления работы, выбирать формы и методы работы;
- знакомиться с документацией образовательного процесса, необходимой для качественного выполнения своих обязанностей, обращаться с запросами к администрации РЦПМСС;
- повышать свою квалификацию в установленном порядке;
- проходить аттестацию в установленном порядке;
- участвовать в рассмотрении спорных вопросов, касающихся всех участников образовательного процесса;
5.2. Сотрудники СППП и САДГР обязаны:
- руководствоваться соответствующими нормативно- правовыми документами ГКОУ РЦПМСС и настоящим Положением;
- рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей профессиональной компетенции;
- в работе с детьми, их родителями или другими участниками образовательного процесса соблюдать принципы конфиденциальности, добровольности, уважительного и равноправного сотрудничества;
- знать новейшие достижения науки, применять современные методы работы;
- работать в тесном контакте с руководством ГКОУ РЦПМСС, оказывать необходимую помощь администрации;
- выполнять распоряжения администрации ГКОУ РЦПМСС;
- предоставлять для согласования годовой план и отчетную документацию администрации ГКОУ РЦПМСС.
6. Ответственность работников СППП и САДГР
Работники СППП и САДГР несут ответственность:
- за несвоевременное и некачественное выполнение функций и задач, предусмотренных данным положением;
- за необоснованную и некачественную разработку планов и невыполнение заданий СППП и САДГР , указанных в годовом плане ГКОУ РЦПМСС;
- за нарушение правил охраны труда, техники безопасности;
- за нерациональное использование трудовых, материально-технических, энергетических и финансовых ресурсов.
7. Документация СППП и САДГР
- Приказ о создании службы психолого-педагогической поддержки и социальной адаптации детей группы риска на базе ГКОУ РЦПМСС;
- Положение о Службе психолого-педагогической поддержки и социальной адаптации детей группы риска;
- план работы СППП и САДГР на учебный год;
- журнал учета индивидуальных консультаций.