ШКОЛА ЗАМЕЩАЮЩИХ РОДИТЕЛЕЙ
Актуальность
В результате резких социально-экономических и политических изменений в нашей стране изменилось и детство. Отмечается критический уровень числа беспризорников, продолжает оставаться чрезвычайно высоким количеством детей-сирот, оставшихся без попечения родителей (причем в большинстве случаев это сироты при живых родителях, лишенных родительских прав) констатируется увеличение числа семей, в которых отсутствует эмоционально-теплые отношения родителей и детей или проявляется жестокое отношение к ребенку; возрастает количество дисфункциональных семей. Увеличивается число разводов, количество детей, рожденных без регистрации брака; нередким становится факты отказа от младенцев. Растет число детей, воспитываемых одним родителем.
Профилактика детской и подростковой безнадзорности и беспризорности невозможна без возвращения ребенка в семью и без возвращения семьи – ребенку, без восстановления ценностей семейного воспитания в современном обществе. Только в этом случае может быть восстановлена связь между поколениями для передачи жизненного опыта, подготовки ребенка к самостоятельной жизни в качестве члена гражданского общества, для полноценного развития каждого ребенка и сохранения его физического, психического и психологического здоровья.
Таким образом, в 2010 году во исполнение Приказа Минобрнауки Кабардино-Балкарской республики № 70 от 08.02.2010г « Об утверждении списка образовательных учреждений, осуществляющих подготовку граждан, желающих взять на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в ГКОУ РЦПМСС начала свою деятельность «Школа замещающих родителей».
Целевая группа: настоящие и потенциальные замещающие родители, усыновители, опекуны, граждане, воспитывающие ребенка-родственника без статуса опекуна или оказывающие поддержку чужому ребенку, оставшемуся без попечения родителей.
Цель: обучение кандидатов, желающих принять на воспитание ребенка в свою семью, формированию умения оценить свои ресурсы, принять взвешенное решение, подготовить себя и членов своей семьи к проблемам, которые могут возникнуть после принятия ребенка.
Задачи:
-
повысить уровень психолого-педагогической компетенции принимающих родителей и развить у них воспитательные возможности;
-
вооружить кандидатов знаниями о психофизических особенностях детей,воспитывающихся в учреждениях, и навыками использования этих знаний в процессе семейного общения;
-
дать возможность каждому кандидату проявить себя в процессе тренинга для наиболее полной оценки его личностных качеств;
-
обучить методам работы с негативными проявлениями в поведении приемных детей.
Формы работы:
-
Лекции и тренинги для «замещающих родителей»
-
Индивидуальные консультации для «замещающих родителей», опекунов, граждан, желающих усыновить ребенка
-
Круглые столы для специалистов и руководителей, работающих с «приемными семьями».
-
Информационные буклеты для родителей.
-
Информационные материалы на сайте.
Критерии эффективности:
-
Повышение уровня информированности граждан по вопросам приема ребенка в семью и интереса к проблемам приемных и опекунских семьей (в обществе).
-
Формирование и повышение мотивации приема ребенка в семью у граждан различных категорий.
-
Формирование и повышение мотивации родителей на участие в работе «Школы приемных родителей», формирование уверенности у родителей в своих силах.
Предполагаемый результат:
-
Повышение статуса опекунской, замещающей семьи в обществе
-
Постоянная работа сайта
-
Постоянно действующая «Школа замещающих родителей»
-
Увеличение числа слушателей «Школы замещающих родителей», количество индивидуальных консультаций
-
Рост числа детей, оставшихся без попечения родителей и принятых в «замещающую семью» на разных основаниях.
Школа замещающих родителей является курсами компетенции для родителей, планирующих взять приемного ребенка или уже имеющих детей.
Программа обучения в Школе замещающих родителей рассчитана на 80 часов и включает следующие разделы:
-
Юридический - федеральное и региональное законодательство; нормы и правила.
-
Медицинские аспекты - возрастная физиология, особенности здоровья детей, прогнозы и компенсация нарушений.
-
Психолого-педагогический курс - подготовка семьи к появлению ребёнка, адаптация ребёнка в семье, группе, интерпретация поведения и коррекция поведения, приемы воспитания детей, тайна усыновления и самоидентификация приемного ребенка.
-
Психодиагностическая работа с потенциальными родителями по выявлению:
-
эмоционального состояния и состояния нервной системы;
-
стиля воспитания и родительского отношения;
-
личностных характеристик (уровень общительности, эмоциональной стабильности, социальной адаптированности, уровень интеллектуального развития, удовлетворенности браком), конфликтности.
-
-
Персональные консультации
-
Итоговая аттестация кандидатов в замещающие родители
Занятия проводятся в форме лекций, семинаров-тренингов, индивидуальных консультаций. Ведут занятия специалисты ГКОУ РЦПМСС: педагог-психолог, врач-психиатр, социальный педагог.
Последовательность:
-
Личное знакомство – индивидуальная беседа, ознакомление с Программой подготовки и графиком занятий.
-
Основные занятия, консультации.
Специалисты школы дают потенциальным родителям представление об эффективном взаимодействии с детьми. Иными словами, учат их подходить к воспитанию с точки зрения сотрудничества, а не вседозволенности или авторитаризма, знакомят со способами коррекции поведения, помогают улучшить взаимоотношения между разными поколениями семьи. Родители показывают стремление самостоятельно решать внутрисемейные конфликты, узнают различные способы выхода из них.