В данном разделе представлены самые часто задаваемые вопросы.
При возникающих проблемах или подозрениях у родителей на нарушения в развитии детей, семья может обратиться либо в центры ранней помощи (если таковые имеются в регионе), либо в центры психолого-медико-социального сопровождения для проведения скрининговой диагностики на выявление риска развития РАС. Некоторые скрининговые методики могут использовать как специалисты, так и родители без специальной подготовки. Следует помнить, что скрининговые методики не являются основанием для постановки диагноза. Более того, никто, кроме врача-психиатра не имеет права ставить диагноз.
Так, например, для детей младшего возраста (от 16 до 30 месяцев) удобно использовать Модифицированный скрининговый тест на аутизм для детей (M-CHAT-R/F; Robins, Fein, Barton).
Для детей 2-4 лет обычно применяется Рейтинговая шкала аутизма у детей - CARS (Childhood Autism Rating Scale, Schopler E., Reichler R.J., DeVellis R.F, Daly K.). Далее, если риск выявляется, то необходимо обращаться к врачу-психиатру для уточнения диагноза и получения лечения. Дополнительно рекомендуем познакомиться с диагностическими критериями расстройств аутистического спектра согласно пятому изданию Диагностического и статистического руководства по психическим болезням (DSM-5).
Проблемное поведение ребенка – одна из наиболее частых причин обращения за помощью. Наиболее эффективным подходом для коррекции нежелательного поведения считается прикладной анализ поведения (АВА).
Основными функциями проблемного поведения являются:
- доступ к желаемому предмету или действию,
- прекращение или избегание неприятных действий,
- привлечение внимания,
- аутостимуляция.
Для определения функции дезадаптивного поведения и выявления поддерживающих его условий используется метод функционального анализа поведения.
Функциональный̆ анализ поведения включает: наблюдение за поведением ребенка, запись результатов наблюдения и их анализ. Данный̆ метод основан на модели A–B–C, где B – собственно поведение, A – предшествующие ему обстоятельства, С – последствия, то есть события, которые произошли сразу после поведения.
На основе полученных данных анализа поведения необходимо четко и конкретно сформулировать, как именно должен вести себя ребенок в той ситуации, когда он демонстрирует проблемное поведение, иначе говоря, – определить альтернативное поведение, которое будет приемлемым в данной ситуации.
Для организации данного направления работы необходимо обратиться к специалисту, имеющему компетенции в области коррекции поведения.
Дополнительно рекомендуем прочитать книгу «Детский аутизм и ABA», автор Роберт Шрамм, а также познакомиться с методическим пособием «Психолого-педагогическое сопровождение детей с РАС», раздел 2.2.1 «Коррекция дезадаптивного поведения» на стр. 31-52.
Многие проблемы в поведении связаны с тем, что люди с РАС воспринимают и перерабатывают сенсорную информацию качественно иначе, чем нейротипичные. У большинства детей с РАС обнаруживается целый ряд отклонений в сенсорной сфере. Поэтому для создания оптимальных условий обучения каждый раз необходимо исследовать сенсорную сферу ребенка и опираться именно на его индивидуальные особенности. При наличии у ребенка значимых сенсорных нарушений часто бывает необходима консультация специалиста, который поможет понять проблемное поведение, связанное с необычной сенсорной чувствительностью, и поможет создать комфортную обстановку для обучения ребенка, убрав все непереносимые раздражители.
В ряде случаев необходимым условием обучения ребенка может стать наличие специального сенсорного оборудования (например, шумопоглощающие наушники, утяжеляющий жилет, специальные жевалки и др.).
Помимо исключения неприятных для ребенка с РАС сенсорных раздражителей, важно обеспечить ему возможность получать приятные ощущения. Получение приятных сенсорных ощущений помогает ребенку успокоиться. Именно это становится причиной того, что многие дети с РАС трясут руками, раскачиваются, постоянно произносят какие-то фразы или издают звуки, стучат по парте и т.п. Такие стереотипные формы поведения и аутостимуляции (стимминг) у людей с РАС являются попыткой сохранить неизменность, комфортность среды, справиться с сенсорной перегрузкой, отрегулировать сенсорную систему.
Учитывая данные особенности развития ребенка с РАС, специалистам и родителям важно:
- иметь общие представления о функциях и нарушениях сенсорных систем;
- понимать функции самостимулирующего поведения, разделять сенсорные ощущения на комфортные и не комфортные для ребенка;
- понимать, что у каждого ребенка с аутизмом есть свой собственный индивидуальный сенсорный профиль (нет двух одинаковых детей с РАС);
- уметь пользоваться диагностическим инструментарием для определения индивидуального сенсорного профиля ребенка;
- организовывать окружающую среду (в том числе уметь подбирать необходимое сенсорное оборудование) для снижения дискомфортных ощущений;
- подбирать подходящие обучающие материалы и методы работы;
- предоставлять ребенку возможности получать приятные ощущения безопасным для него способом для регуляции эмоционального состояния.
Для того, чтобы познакомиться с методикой выявления сенсорного профиля детей с РАС, а также с рекомендациями по коррекционной работе в данном направлении, рекомендуем изучить методическое пособие «Сенсорные особенности детей с расстройствами аутистического спектра. Стратегии помощи».
В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" каждый обучающийся должен получать образование по месту прописки или регистрации. Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).
Согласно положениям Закона «Об образовании в РФ», а именно части 4 статьи 79, части 5 статьи 41, обучение и воспитание детей с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов, может быть организовано несколькими способами:
- В общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам (специальные (коррекционные) школы).
- В общеобразовательных организациях, имеющих в своей структуре отдельные классы для детей с ОВЗ, в которых реализуются адаптированные основные образовательные программы.
- В общеобразовательных организациях, в которых ребенок с ОВЗ обучается совместно с обучающимися без нарушений здоровья по индивидуальному учебному плану (ИУП).
На дому или в медицинских организациях для детей, нуждающихся в длительном лечении, – по индивидуальным учебным планам. В соответствии с обозначенными вариантами организации обучения для обучающегося определяется модель организации образования.
Дополнительно рекомендуем познакомиться со списком организаций РФ, оказывающих помощь детям с РАС.
Также можно познакомиться со списком организаций Москвы и Подмосковья на сайте Центра лечебной педагогики.
Относительно диагностики познавательной сферы детей с РАС мы рекомендуем Вам познакомиться с такими методиками, как:
- Тест Векслера - детский вариант WISC
- Батарея тестов Кауфманов для оценки когнитивного развития KABC-II
- Методика LEITER-3
Более подробная информация о данных методах в презентации на портале:
С целью выявления сформированности функциональных навыков, а также для составления программ коррекционной работы с ребенком, возможно использование следующих диагностические методик:
- Методика, предложенная американскими учеными E. Schopler, M.D. Lansing, R.J. Reichler, L.M. Marcus, 2004, предназначенный для оценки уровня возможностей детей, имеющих нарушения коммуникации – Психолого-образовательный профиль PEP-3 (Psychoeducation Profile).
- Программа оценки навыков речи и социального взаимодействия для детей с аутизмом и другими нарушениями развития, VB-MAPP (The Verbal Behavior Milestones Assessment and Placement Program) - это инструмент оценки вербального поведения с точки зрения поведенческого подхода (http://aba-kurs.com/vb-mapp-about/
- Для оценки нескольких функциональных областей развития и разработки комплексных индивидуальных коррекционно-образовательных программ возможно использование Методики оценки базовых речевых и учебных навыков, ABLLS-R (Assessment of Basic Language and Learning Skills, Revisited) –разработанной в парадигме прикладного анализа поведения и основанной на данных исследований, проведенных в рамках этого подхода.
- Для определения уровня социальной адаптации и выявления психологического возраста ребенка применяется Шкала адаптивного поведения Вайнленд, (S. Sparrow, D. Balla, & D. Cicchetti. Vineland Adaptive Behavior Scales (VABS). American Guidance Service, Inc., 1984.) – общепризнанный в международной практике инструмент оценки адаптации лиц с нормальным и отклоняющимся развитием в возрасте от 0 до 18 лет.
Дополнительно рекомендуем познакомиться с материалами методического пособия «Консультативно-диагностическая работа с семьями, воспитывающими детей с РАС».
В соответствии с различными вариантами организации обучения детей с РАС выделяются следующие модели организации образования:
- Классы для детей с ОВЗ (в том числе и с РАС) в школе, реализующей адаптированные основные образовательные программы.
- Частичная инклюзия, вариант 1: учащиеся с РАС проводят со сверстниками, не имеющими ограничений по здоровью, только часть учебного и внеклассного времени (модель «ресурсный класс»).
- Частичная инклюзия, вариант 2: учащиеся с РАС обучаются в классах для детей с иными нарушениями развития (с задержкой психического развития, интеллектуальными нарушениями) в условиях общеобразовательной организации – инклюзивной школы (специальные (коррекционные) школы).
- Полная инклюзия: один или несколько учащихся с РАС постоянно обучаются в обычном общеобразовательном классе со сверстниками, не имеющими ограничений по возможностям здоровья, при условии обязательной организации психолого-педагогического сопровождения.
Таким образом, модель «Ресурсный класс» является формой инклюзивного образования и предполагает, что ребенок зачислен в обычный класс и основное обучение ребенка происходит в общеобразовательном классе, а темы и навыки, представляющие для ребенка наибольшие трудности, отрабатываются отдельно. «Ресурсный класс» – это специально организованное пространство, в котором дети получают интенсивные индивидуальные занятия.
Ученики «ресурсного класса» зачисляются в обычный класс типично развивающихся сверстников и последовательно включаются в учебную деятельность общеобразовательных классов, посещают уроки по школьным предметам, которые они могут изучать вместе с другими детьми при поддержке тьютора. При этом процент совместного обучения для каждого из учеников может быть разным.
Подробная информация по организации работы ресурсного класса имеется на сайте РОО "Контакт", в разделе "Ресурсные зоны":
- https://contact-autism.ru/category/273-55/
- https://contact-autism.ru/doc-o-rab-res-klass/chto-delat-esli-vyi-hotite-organizovat/
В разделе "Правовая информация" можно ознакомиться с содержанием ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", где опубликованы требования по образованию и квалификации педагогических работников.
Дополнительно рекомендуем ознакомиться с материалами практического пособия «Ресурсный класс. Опыт организации обучения и внеурочной деятельности детей с аутизмом в общеобразовательной школе».
ФРЦ ежегодно проводит тематические вебинары. Ознакомиться с расписанием и зарегистрироваться можно на сайте ФРЦ в соответствующем разделе.
С материалами прошедших мероприятий можно ознакомиться в разделе Видеозаписи и материалы.
Информация о прохождении курсов повышения квалификации по работе с детьми с РАС доступна на сайте ФРЦ по ссылке: https://autism-frc.ru/work/trainings
В данном случае для ребенка с РАС, обучавшегося на уровне начального общего образования по АООП варианта 8.3 и перешедшего на уровень основного общего образования, необходимо разработать адаптированную основную образовательную программу с учетом психофизических особенностей обучающихся с РАС и интеллектуальными нарушениями (с опорой на программу Варианта 1) и с учетом рекомендаций ПМПК. А также для данного обучающегося необходима адаптация учебных материалов и адаптация среды, учитывающих особенности развития ребенка с РАС.
Дополнительно рекомендуем Вам познакомиться с методическим пособием "Адаптация учебных материалов для обучающихся с расстройствами аутистического спектра".
К должностным обязанностям тьютора по сопровождению обучающихся с инвалидностью и ОВЗ относится:
- педагогическое сопровождение реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся;
- организация образовательной среды для реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья;
- организационно-методическое обеспечение реализации индивидуальных образовательных маршрутов, адаптированных образовательных программ обучающихся.
В обязанности тьютора входит ведение следующего пакета документов:
- график работы;
- план работы тьютора по сопровождению детей;
- дневник наблюдений;
- календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности
- расписание занятий;
- журнал учёта проведённых занятий;
Дневник наблюдений – основной документ, которые ведет тьютор; форма отчетности позволяющая фиксировать изменения и отслеживать динамику развития ребенка.
Календарно-тематическое планирование разрабатывается совместно с основными педагогами, учителями-дефектологами, учителями-логопедами.
С более подробной информацией об обязанностях тьютор рекомендуем познакомиться в письме Министерства просвещения РФ от 20 февраля 2019 г. № ТС-551/07 “О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью”.